Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

 

 

 

 

Основные группы сложноподчинённых предложений

 

§ 22. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (окончание)

    Придаточные определительные могут относиться к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто. В таких предложениях употребление местоимений в придаточной части обязательно.

    Например: Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов) Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди. Каково лето, таково и сено. (Поел.) Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.

    В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

111. Спишите сложноподчинённые предложения, расставляя выделительные запятые. Заключите в овал средства связи придаточного с главным. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточных предложений.

    1. Всё что мы сейчас в зап..веднике делаем исходит от нашей любви к Пушкину. 2. Мы cтр..мились во(с, сс)тановить м..мориальный дом таким каким он был при жизни поэта. 3. Всё что вы прочтёте в этой книге приметы любви и пам..ти народной к в..ликому русскому поэту. 4. Каждый кто пр..езжает в пушкинское Святогорье (по)своему зап..минает встречу с Пушкиным здесь, в наших полях, рощах, на берегах Сороти. 5. Всё что воздв..гает человек вокруг себя и для себя — избу, амбар, баньку, ч..совню, храм — он строит для всего сущего вокруг, для пр..роды, для красоты земли.

(По С. Гейченко)

112. Прочитайте русские пословицы. Спишите, расставляя знаки препинания. В каждом предложении определите вид придаточных, охарактеризуйте средства связи главного и придаточного предложений.

    1. Каковы сами таковы и сани. 2. Кто словом скор тот в деле (не)спор. 3. Каков вопрос таков ответ. 4. Каков мастер таково и дело. 5. Каков едет таков и пог..няет. 6. Какое дерево такой и клин каков батька таков и сын.

113. Устраните неоправданное повторение союзного слова который. Используйте для этого союзные слова что, где, куда, откуда. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните (устно) постановку знаков препинания в записанных предложениях.

Образец. Карточка, которая висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу. - Карточка, что висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.

    1. Рекомендую тебе прочитать книгу, которая заинтересовала всех наших ребят. В ней есть глава, в которой увлекательно ра(с, сс)ка- зано о достижениях наук.. и техник...

    2. Задача, которая затруднила тебя, действительно не из лёгких. А я знаю способ, с помощью которого ты сможешь решать и такие задачи.

    3. Городок, из которого к нам пр..шло письмо, (в)скоре избавиться от вредных выбросов, которые отравляли воздух.

114. Устраните неоправданное повторение союзного слова который. Замените определительное придаточное предложение причастным оборотом. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку знаков препинания.

Образец. Пишу тебе о событии, которое очень удивило моего друга, который об этом ничего не знал. - 1. Пишу тебе о событии, которое очень удивило моего друга, ничего об этом не знавшего. 2. Пишу тебе о событии, очень удивившем моего друга, который об этом ничего не знал.

    1. Сегодня мы всей семьёй побывали на выставк.., которая посв..щена пам..ти выд..ющегося художника, который жил в нашем городе.

    2. Заканчивая выступление, хочу особо отметить гимнаста, который замечательно выступил на соревновани.., на которое мы его отправляли.

    3. Вот это действительно модель, которая сделана с большим мастерством, до которого могут поднят(?)ся только ребята, которые любят технику и умеют (по)настоящему трудит(?)ся.

115. По данным схемам смоделируйте и запишите сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью.

сложноподчинённые предложения

116. Замените причастные обороты придаточными определительными и запишите полученные предложения. Какие из этих вариантов, выражающих определительные отношения, по вашему мнению, легче произносятся и воспринимаются?

коммуникация

    1. Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, об..спечивающие бесконфликтное общение людей. 2. Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах. 3. Молодому пок..лению предстоит разв..вать правила сетевого этикета, сложившегося к нашему времени. 4. Сетевой этикет должен отв..чать принципу коммуникации, реализующемуся в наборе определённых требований: полнота информации, качество информации и др.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru