Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

 

 

 

 

Сложноподчинённые предложения

 

§ 19. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (продолжение)

    Одни сложноподчинённые предложения имеют строго закреплённый порядок следования главного и придаточного предложений. В них придаточное предложение всегда следует за главным или за тем словом главного, к которому относится.

    Например: Никогда не отказывайся от малого в работе, ибо из малого строится великое. (И. Павлов)

    Мы свернули на дорогу, которая вела к реке. Дорога, на которую мы свернули, вела к реке.

    В других сложноподчинённых предложениях порядок следования главного и придаточного предложений свободный: придаточное может стоять как после главного, так и перед ним. В таких предложениях порядок следования главного и придаточного зависит от коммуникативной задачи говорящего или пишущего. Обычно наиболее значимое по смыслу простое предложение в составе сложного занимает позицию конца предложения.

    Например: Я знаю, что он хороший человек. - Что он хороший человек, я знаю.

    В первом сложном предложении наиболее значимым является содержание придаточного, во втором - главного.

88. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В сложно- подчинённых предложениях подчеркните придаточные предложения. В каких сложных предложениях более важным в смысловом отношении является придаточное, в каких - главное? В каких предложениях позицию придаточного можно изменить? Прочитайте их, изменив место придаточного по отношению к главному. Какое из предложений в составе сложного стало более значимым в смысловом отношении? Почему?

    1. Мы редко всп..минаем о том что американские т..л..визоры и японские вид..омагнитофоны имеют русское прои(з, с)хождение. Что главной с..ставной частью любой пр..дукции являет(?)ся не труд ..борщиков на к..нве(е, йе)ре а её «инте(л, лл)..ктуальная начинка» знают все. Идеи же что заложены в устройство телевид..отехники почти сплош(?) пр..надлежит русским. Идея последовательной передачи элементов из..бр..жения (в)первые пришла в XIX веке П. Бахметьеву радиоволны «пр..ручил» в 1895 году А. Попов отцом т..л..видения во всём мире считает(?)ся Владимир Зворыкин.

    2. Когда говорят о п..рсп..ктивных т..л..визорах чаще всего всп..минают плоские экраны и ц..фровую к..дировку сигнала. И та и другая идеи (в)первые появились в нашей стране. Осенью 1996 года стало извес(?)но что в России прошли успешные испытания (энерго)экономичного плоского экрана принц..пиально нового типа. Исследовательская группа под руководством профессора Ванникова обн..ружила и синт..зировала новый полимер который ярко светит(?)ся под в..здействием электрического разряда (сверх)малой мощности. Достаточно энергии маленькой б..т..рейки (а (не, ни) тыс..чи вольт как в совреме(н, нн)ых кинескопах) для того чтобы заставить св..тит(?)ся большой и плоский как бумага экран т..л..визора.

(По В. Чернобурову)

89. Прочитайте текст о художниках, иллюстрировавших произведения Пушкина. Согласны ли вы с авторской оценкой их творчества? Почему?

Расставляя необходимые знаки препинания, выпишите сложноподчинённые предложения в такой последовательности:

сложноподчинённые предложения

    1. В конце XIX века Виктор Васнецов (з, с)делал рисунок к «Песни о вещем Олеге». Ба(л, лл)ада Пушкина была близка художнику так как перекликалась с его увл..чением русской стариной и живо передавала интерес писателя к давним седым пр..даниям. В иллюстраци.. Васнецова нет полного соответствия пушкинскому замыслу: поэт о..даёт предп..чтение волхву перед вл..дыкой но главный герой ба(л, лл)ады для него правда (не, неразгаданная (не, ни)тем (не, ни)другим. Этой правды в к..мпозиции художника нет. Но в ней есть то соединение старины и сказки которое делает «Песнь...» такой привлекательной для людей самого различного возр..ста. И иллюстрация живёт!

    2. Иллюстрации к поэме «Медный всадник» которые выполнен, нн)ы извес(?)ным русским художником Александром Бенуа точны и лаконичны. Каме(н, нн)ые гр..мады великого города под гр..зовым небом бегущий в панике герой а за ним — медный всадник на вздыбле(н, нн)ом коне... Художник старался прочесть пушкинский текст «до дна». Если даже (не)читая поэмы просмотреть подряд графические листы Бенуа то и они заставят ощутить мрачную красоту холодного города величие м..нумента над Невой и обреч..нность маленького человека.

(По И. Пруссаковой)

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru