Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 8. Личность и её духовная сфера

 

Духовная жизнь человека

Что такое духовная жизнь

Существует множество трактовок того, что такое духовная жизнь отдельного человека или общества в целом. Но понятно, что содержанием духовной жизни человека выступает его духовное развитие.

Определим духовное развитие человека так — это процесс обогащения его внутреннего мира достижениями духовной культуры общества, направленный на реализацию высоких идеалов гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др.

Духовная культура в широком смысле — совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Она включает формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». В узком понимании она содержит не любые достижения нематериальной культуры, а лишь образцы высокой, духовно значимой для общества системы ценностей, идей и идеалов.

Из предыдущего материала учебника вы узнали, что с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Его характеризует устремление человека к решению так называемых вечных вопросов бытия, связанных с жизнью и смертью и смыслом человеческого существования. Ответы на них пытаются дать — каждая со своей стороны — прежде всего философия и религия.

Проблема смысла жизни

Проблема смысла жизни по-разному решается не только философскими течениями, но и религиями. Буддизм утверждает, что человек живёт для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться; в христианстве и исламе — это восхождение человека к Богу.

Под духовной жизнью некоторые люди подразумевают выполнение различных религиозных практик, таких, как богослужение, молитвы, медитации, молитвенное пение и танцы, а также чтение священных писаний. На Руси существовала особая духовная практика, заимствованная у византийских христиан. Её именуют исихией (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешённость), или молчальни- чеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединённым местом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредоточенности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии пещерное затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных сторонников.

Во второй четверти XIV в. формируется новая форма подвижничества — пустынножительство. Большинство монахов уходит в лесные дали, создаются многочисленные скиты (вероятно, от греч. ske- tis — название обители в Египте) — кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали называться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сергий Радонежский (1321 — 1391), один из наиболее известных духовных наставников русского народа.

Духовная сфера человека состоит из двух начал — этического (нравственность, мораль) и эстетического (красота, прекрасное). Оба начала составляют фундамент культуры, а она покоится на твёрдом основании ценностей. Качества духа — это воля, свобода, творчество, познание. Они подразумевают неприятие грубости и хамства, сквернословия, курения, алкоголизма, пристрастия к материальным вещам и алчность.

Духовные размышления или духовные вопросы означают прежде всего несиюминутные, отрешённые от материальных забот о повседневном существовании, бытовых удобствах и от земных помыслов, будь то карьера или статусные почести.

Система ценностей

Частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают моральное значение определённым элементам культурной среды. У различных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается в другом. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным, у другого может считаться кощунственным и аморальным.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Одни индивиды привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Одна из главных функций ценностей — служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чём нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причём ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Ценности выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Человек без духовной жизни не существует. Такие качества и устремления человека, как чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремлённость к благу, мужество и бесстрашие, чувства заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия, относятся к проявлениям духовной жизни.

Для 14—15-летних подростков характерно стремление к философским рассуждениям о смысле жизни, о смерти, о своём предназначении. Примерно в это время подросток начинает критически оценивать своих родителей, замечать невидимые ранее недостатки, протестовать против их образа жизни. Существует мнение, что, чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испытывает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.

Связь духовности с религией

Духовное — по своему исходному значению подразумевает общение с духами. Для европейской цивилизации высшим проявлением духовного является общение со Святой Троицей и теми атрибутами, которые сопровождают отправление христианской религии.

Связь духовности с религией самая что ни на есть прямая. Ведь латинское слово religare означает духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Вот почему выдающийся русский философ С. Франк отмечал: «Духовная жизнь — связь человеческой души со сверхчеловеческими началами, воплощёнными в Боге».

Чем была бы европейская цивилизация без Библии? Чем была бы западная культура без католичества, индийская — без её религий, русская — без православия, арабская — без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омертвению.

В дореволюционной России многие храмы и монастыри, как правило, не ограничивались только богослужениями, они были, по сути, центрами духовной жизни, осуществляли такие виды деятельности, как образовательная (церковно-приходские школы); просветительская (воскресные школы для детей и взрослых, общества трезвости, издание православной литературы и т. д.); благотворительная (содержание детских приютов, уход за больными и т. д.). В конечном счёте всё это было направлено на воцерковление людей, на их духовное воспитание и образование.

Мир духов, или духовный мир, иначе называется сакральным, т. е. священным. Священным именуется всё, что ценится обществом превыше всего и служит образцом высоконравственного поведения. Таким образом, духовное неразрывно связано с этическим. Но, кроме того, духовное тесно связано и с эстетическим, которое воплощается в искусстве.

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru