Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 5. Социализация

 

Молодёжь и молодёжная субкультура

Молодёжь как социальная группа

Молодёжь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Молодёжь — социально-демографическая группа 14— 30-летних, переживающая становление социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.

В российской традиции с начала XX в. до наших дней границы собственно молодёжного возраста в социальной статистике и в переписях населения варьировались от 10—12 до 20 лет в начале века, от 17 до 28—30 лет в конце XX в.

В общем и целом сегодня специалисты договорились считать границы молодёжи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодёжного возраста связывается с половым созреванием, завершающим периодом обучения в общеобразовательной школе, началом профессионального образования. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребёнка.

Это значит, что молодёжь, как демографическая категория, объединяет население в пределах шестнадцатилетнего возрастного интервала. На молодёжный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека.

Группы молодёжи

За столь относительно короткий отрезок жизни молодёжь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

    Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

    Средняя группа: молодёжь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живёт на собственные доходы. В этом возрасте идёт активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

    Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определённую квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но для этой группы характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Социологи в качестве социального признака верхней границы молодёжного возраста нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодёжь».

Молодёжь социально неоднородна, и её различные отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодёжь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьёй, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других.

Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбора профессии, супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодёжь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнёров. Выбор ограничивается, если материальное положение молодого человека (либо родителей) затруднительное.

Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди. И. Ньютону не было ещё и 24 лет, а он уже разработал идею дифференциального и интегрального исчисления, открыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э. Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем ещё в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Алеко», которая была его дипломной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.

Критический возраст

На жизненном пути человека можно выделить три критические точки (см. рис.):

    — от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду,

    — от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становление профессиональных ролей,

    — от 60 лет и старше — выход из активного трудового периода.

    Критические точки социализации личности

Период активной социализации АВС обозначен тремя точками кризиса.

На рисунке обозначены три критические точки в жизни человека: А — окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, В — кризис середины жизни, С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации.

Возраст 16—18 лет — самый критический. Молодой человек должен выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат взрослые люди — дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру.

Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, это период перебора различных профессий и занятий. В это время ещё нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий; человек получает материальную основу от своих родителей, в семье и за счёт которых он живёт.

После 17 лет для рабочей молодёжи и 23—25 лет для интеллигенции с высшим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнёры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению которых человек больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации.

Проблемы современной российской молодёжи

Современная российская молодёжь сталкивается со множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем.

Первая проблема — сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение населения, снижение роли молодёжи как трудового ресурса общества.

Вторая проблема — ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Нынешнее молодое поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45—50% из них имеют серьёзные отклонения в здоровье. Годность призывников к строевой службе снизилась до 80% .

Третья проблема — молодёжная безработица. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остаётся высокой. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». В проведённом исследовании выяснилось, что в будущем боятся стать безработными более 70% опрошенных.

Четвёртая проблема — падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. Последние исследования свидетельствуют, что молодёжь отдаёт предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным. Опрос показал, что для 56,8% молодых людей главным в жизни являются деньги. Желание «жить хорошо» отражает естественное стремление людей, но если оно не переходит нравственных границ.

Пятая проблема — материальная обеспеченность. Во времена 1990-х гг. прошлого века жизненный уровень значительной части населения России снизился, однако немало людей стали жить богаче, чем прежде. Всё это самым непосредственным образом коснулось молодых. Немногим родители дают достаточное количество денег, и ещё какая-то часть подростков в наше время способна заработать себе на жизнь. Примерно половина молодых людей подрабатывает в свободное от учёбы время и получает за свой труд более 1,5 тыс. руб. в неделю. Большую часть заработанного они тратят на развлечения, меньшую — отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату дальнейшего образования.

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru