Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 3. Пророки и завоеватели Востока. VII—XIII века

 

§ 11. Монгольские завоевания

    Определяем проблему урока

    Надпись на стеле, сооружённой в Китае последователями даосизма в 1219 году, когда их духовный лидер Чан-Чунь был вызван к Чингисхану, чтобы поведать ему тайну бессмертия. Слова Чингисхана:

«Небо устало от надменности и любви к роскоши, достигших в Китае своего предела. Я живу на Севере, где алчности возникнуть не может никогда... Моя одежда и пища — те же лохмотья и еда, что у пастухов и конюхов. Я обращаюсь с простым народом так же сочувственно, как с детьми, а со своими воинами — как с братьями. Принимая участие в битвах, я всегда нахожусь впереди. За семь лет я совершил великое дело, и отныне все пространство подчинено единому закону».

Обладателем каких человеческих качеств предстаёт Чингисхан в этом источнике? Считаешь ли ты их привлекательными?

    Спор Чингисхана со своим другом Боорчу о счастье мужчины

Боорчу: «Весенним радостным днём отправиться на охоту, заседлать доброго коня.»

Чингисхан: «Нет! Самая большая радость для мужчины — это побеждать врагов, гнать их перед собой, отнимать у них имущество, видеть, как плачут их близкие, ездить на их лошадях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жён».

Обладателем каких человеческих качеств предстаёт Чингисхан в этом источнике? Сравни выводы по двум источникам. Какой возникает вопрос? Сравни его с авторской формулировкой (с. 273).

    Вспоминаем то, что знаем

Вспомни отличия первобытности от цивилизации. Объясни значение слов: род, племя, государство, империя, религия. (Словарь)

Вспомни особенности климата, растительного и животного мира степей. (Учебник географии 6-го класса «Мир Земли»)

    Решаем проблему, открываем новые знания

Великий хан монгольских племён

    Как ты считаешь, монгольские племена взошли на ступень цивилизации или нет? Сделай вывод об историческом образе Чингисхана.

В глубинах азиатских степей, между Великой Китайской стеной и крепостями мусульманского мира, расположилась страна кочевых монголоязычных племён. С севера её окружают горные цепи, покрытые таёжными лесами и увенчанные снежными пиками. Весной стекающие с гор реки превращают монгольскую степь в цветущий травяной ковёр. То здесь, то там над холмами можно увидеть шест с развевающимся на ветру конским хвостом. Это туг (знамя) племени, перегоняющего свои стада от пастбища к пастбищу. Низкорослые мохноногие лошадки везут кибитки с разборными юртами, коврами, посудой, орудиями. Сами же монголы — мужчины, женщины и даже дети с трёх лет — скачут на лошадях. Одни ловят арканами отбившихся животных, другие из тугих луков на всём скаку стреляют по птицам, третьи поют легенды о богатырях, способных одной рукой завалить лошадь, в один присест съесть целого барана и выпить целый бурдюк кумыса (кожаный мешок, наполненный перебродившим конским молоком). Колдуны-шаманы возносят благодарственные молитвы духам предков — Волку и Оленю — и верховному божеству — Вечному Синему Небу (Тенгри́).

Различные монголоязычные племена время от времени объединялись в союзы во главе с ханами (вождями). В семье одного из таких ханов около 1155 года родился мальчик Тэмуджин. В «Сокровенном сказании монголов» говорится, что появившийся на свет младенец сжимал в своём кулачке запёкшийся сгусток крови. В 1180-е годы повзрослевший Тэмуджин начинает собирать вокруг себя нуке́ров (воинов) различных племён, готовых рисковать жизнью ради славы и добычи. В последующие 15 лет он вместе со своими нукерами покорил все племена Монголии. В мае 1206 года Тэмуджин водрузил на холме в цветущей степи знамя Монгольского улу́са (земли, государства) — белое полотнище с девятью конскими хвостами. Представители подвластных племён съехались на курулта́й (всемонгольский съезд) и провозгласили Тэмуджина Чингисха́ном («чингис» переводится как «великий», «безграничный»). Шаманы, «общавшиеся» с Вечным Синим Небом, передали его волю: отныне вся Земля подвластна наместнику Неба — Чингисхану.

Тэмуджин - Чингисхан

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru