Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

 

 

 

 

 

Рубеж древности и Средневековья (окончание)

Вилла знатного римлянина IV века

Боэций нахлестывал лошадь. «Отец ещё не знает, что варвары прорвались через пограничный вал и идут к городу, — думал он. — Наша вилла чуть в стороне от их пути, но кто знает, как поведут себя рабы, особенно Молчун и Германец, когда увидят вблизи своих сородичей в медвежьих шкурах».

Вилла знатного римлянина IV века

Варвары, снимая с себя языческие амулеты и принимая крещение, считали «нового христианского Бога» победителем своих старых богов, христианских святых — новыми покровителями природных сил, а священников — новыми жрецами-колдунами. Варвары надевали нательные кресты и античные украшения, а потомки римлян облачались в «варварские штаны» и украшали свои одежды изображениями фантастических зверей из германских мифов. Таким образом, из трёх разных взглядов на мир рождалась средневековая европейская картина мира - представление о пространстве и времени.

Центром мира считался уже не Рим, а Иерусалим — город, где проповедовал, где был распят и воскрес Христос. Ещё при императоре Константине здесь был сооружён храм Гроба Господня — главная христианская святыня. Земля же — мир людей, созданных Богом по его образу и подобию, — должна была находиться в центре всего мироздания. Поэтому христианские учёные сочли истиной те античные трактаты, которые утверждали, что Земля окружена небесной твердью, по которой движутся Солнце, Луна и звёзды. Учения же о том, что Земля — шар, вращающийся вокруг Солнца, были отвергнуты как «ложные». Из земного мира души людей должны были направиться по одной из двух дорог: в рай — на небеса, где обитали Бог, ангелы и души праведников, или в ад — царство дьявола - сатаны, входом в который считались жерла вулканов, дышащих вонючим серным дымом, извергающих пепел и огонь.

В мире людей главной силой признавалась теперь не сила оружия, а сила духа. Ещё в V веке епископ Августин Блаженный написал, что разрушение Римской империи — грешного и языческого «земного града» — это неизбежное следствие борьбы добра и зла. На смену «земному граду» идёт «град Божий» — церковь, община любящих Христа добрых людей. Эта мысль изменила представления европейцев об обществе. Не людское государство, а Божья церковь должна объединять людей, определять их жизнь, пользуясь своей духовной властью. В то же время государственная светская власть нужна для решения мирских, человеческих дел по христианским заповедям. Верховным земным владыкой — наместником Бога на земле — считался христианский император, который к тому времени остался только на Востоке — в Константинополе. Ниже его признавались различные варварские короли и вожди, принявшие крещение.

Средневековая христианская картина мира

Новая христианская картина мира отвергла языческие представления о вечной повторяемости и круговом движении истории. Согласно Ветхому Завету, история началась с Сотворения мира Господом. В Новом Завете предсказывается конец света, когда в мир явится Антихрист и Земля содрогнётся от войн, пожаров, наводнений и землетрясений. После этого в мир второй раз придёт Христос, победит Антихриста и состоится Страшный суд — грешники (нарушавшие заповеди Бога) будут осуждены на вечные муки, а праведники (следовавшие заповедям) — воскреснут. Пока не наступил конец света, дьявол и его слуги (черти, бесы) охотятся за душами людей, чтобы утащить их к себе в ад. Они пользуются тем, что чистая от рождения душа человеческая заключена на земле в грешное тело. Тело нуждается в одежде, пище, развлечениях. Пока человек стремится к этим благам, чёрту легко очернить его душу смертными грехами. Если человеку в жизни сопутствует удача, чёрт стремится возбудить в его душе гордыню, жадность, лень, чревоугодие или расточительство, если человек неудачлив — вызвать у него гнев, если удачлив сосед — пробудить зависть. Любой из этих «семи смертных грехов» может привести человека к убийству, воровству, ненависти. Защититься от этих козней дьявола человеку помогают Христос, церковь, участие в таинствах, а также вера, надежда и любовь.

Сравни памятники христианского искусства с памятниками античного искусства (с. 14). Как ты можешь объяснить главные отличия?

Многие христиане рассудили, что раз тело падко на грехи, то главный путь спасения души - ограничить желания грешного тела: отказаться от разнообразной пищи, тёплой и красивой одежды, удобного дома, любовных наслаждений и прочих развлечений. Подобные действия по «воспитанию тела» называют аскетизмом (от греческого слова «подвиг», «упражнение» в достижении праведной жизни). Под воздействием этих идей многие христиане селились вдали от шума городов, в пустынях и горах, чтобы посвятить свои дни молитве, прося у Господа прощения за грехи человеческие. Таких аскетов-отшельников стали называть монахами (от греческого слова «одинокий»). В годы, когда нападения варваров и гибель Рима казались началом конца света, желающих уйти от злых искушений мира для спасения души становилось всё больше. Постепенно и на востоке, и на западе бывшей Римской империи сложились монашеские общины (мужские и женские), которые стали называться монастырями. Именно здесь собирались христианские рукописи и согласованные с ними античные тексты. Здесь работали лучшие художники. Красота обнажённого тела, стихи о любовных страстях, восхваление достоинств отдельной личности — все эти черты античного искусства были признаны греховными. Изображаемые в храмах Христос, Богоматерь, герои Священной истории были красивы и сильны не телом, а духом.

    Сравниваем свой вывод с авторским

В начале Средневековья складывается христианский мир Европы.

Ключевые слова: Великое переселение народов, христианский мир, 410 г., 476 г., аскетизм, монастырь, Папа Римский.

    Применяем знания

Какие главные изменения произошли в основах античной цивилизации в IV веке?

Что потеряли римляне с приходом варваров?

Используя дополнительные источники информации (энциклопедии, сайты Интернета), составь список современных народов, названия которых появились именно в период Великого переселения народов.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru