Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

 

 

 

 

Введение 2

 

Гильотина «старому порядку»

    Постановка проблемы урока

Уточните ваше решение проблемы «Почему Новое время назвали "новым"»?, обобщив свои знания о завершении раннего Нового времени, полученные в 7-м классе.

Век XVIII — век Просвещения

Используя текст параграфа, заполните в тетради таблицу «Сравнение идей Средневековья и Просвещения». Сделайте вывод о судьбе средневекового мировоззрения.

После Английской революции многие европейские философы открыто стали говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Их взгляды во многом различались. Но были идеи, которые они заимствовали друг у друга, развивая их и распространяя по Европе. Так сложилась особая философия Просвещения.

Философы-просветители (Локк, Монтескьё, Вольтер, Дидро и другие) отказались от средневековой идеи божественного предопределения, согласно которой весь ход событий предопределён Богом и человек не может познать его замысел, раскрыть смысл его законов. Просветители же, наоборот, утверждали, что мир устроен по законам Разума, и потому их воззрения получили название рационализма (от латинского ratio — разум). Каждый философ по-своему представлял место Бога в таком мире. Одни считали, что Бог не вмешивается в жизнь созданного им мира и его разумных законов. Другие полагали, что Бог — это не некая высшая сущность, а сама природа с её естественными законами — Вселенский Разум. Третьи провозглашали, что Бога вообще не существует и он был выдуман людьми, когда им недоставало знаний, чтобы объяснить законы мира. Такое отрицание Бога получило название атеизма (по-гречески — «отрицаю Бога»). На смену средневековой идее религиозной исключительности, утверждавшей, что только одна вера может быть истинной, просветители выдвинули идею свободы совести, то есть свободного выбора любой веры или атеизма.

Человек представлялся просветителям самым совершенным существом во Вселенной, так как только человек наделён разумом и способен познать законы природы. Они отказались от средневековой идеи движения истории от грехопадения Адама и Евы к концу света и Страшному суду. В соответствии с этой идеей смерть Богочеловека Иисуса Христа искупила грех прародителей людей, и это дало возможность каждому человеку спасти свою душу прежде, чем наступит Страшный суд, на котором в конце истории Бог воскресит всех людей, осудит на вечные муки грешников и удостоит вечной жизни в Царствии Божием праведников. Вместо этого ожидания конца света и Страшного суда просветители предпочитали рассматривать историю как движение человечества от темноты, невежества, предрассудков к познанию законов мира, озарение его «светом Разума». В конце истории, по мысли просветителей, должно наступить «царство Разума», где каждый человек достигнет счастья и все будут заботиться о всеобщем благе. Это и есть цель жизни человека. Такое представление о развитии от худшего состояния к лучшему получило название идеи общественного прогресса.

В представлениях о самом обществе просветители также отказались от средневековой идеи божественного происхождения власти (утверждавшей, что власть государи получили от Бога и перед ним будут отчитываться на небесах, справедливо ли они правили своим народом) и от идеи предопределённых обязанностей, в соответствии с которой каждому человеку от рождения определена обязанность: либо трудиться для других, либо защищать других, либо молиться за других. В противовес этому просветители настаивали на том, что у каждого человека есть естественные права. Это значит, что каждый человек рождается свободным и равным в правах со всеми другими людьми. Однако при этом «никто не имеет права вредить жизни, здоровью, свободе, имуществу другого». Государство же, по мнению просветителей, возникает потому, что люди заключают общественный договор. Они сознательно идут на ограничение своих прав, чтобы упорядочить жизнь и создать общие для всех законы. Чтобы правители государства не нарушали естественных прав граждан и не превращали власть в деспотию, просветители выдвинули идею разделения властей. В соответствии с ней законодательная власть должна принадлежать парламенту; исполнительная (исполнение законов) — королю и правительству; судебная - судьям, выдвинутым населением.

Реформы и революции в эпоху Просвещения

Сравните реформы и революцию. Перечислите противоречия, ставшие причинами революции во Франции. Выделите последствия революции. Сделайте вывод по проблеме Нового времени. Используйте продуктивное чтение.

    До чтения. Просмотрите текст и предположите (по названию, рисункам, выделенным словам), каким может быть ответ на вопрос.

    Во время чтения. Прочитайте текст, ведя диалог с автором: В — задайте вопрос автору; О — спрогнозируйте ответ; П — проверьте свои предположения по тексту.

    После чтения. Сформулируйте вывод по заданию и проблеме урока.

В течение XV—XVII веков новые и старые порядки причудливым образом переплетались, порождая общественные конфликты. В О Развитию капиталистических отношений мешало сохранение сословного строя и феодальных порядков. П Разрушение сословных перегородок в свою очередь порождало столкновения между новыми слоями собственников и старыми аристократами. П Сревневековые монархии уже не могли поддерживать порядок в обществе. Таким образом, модернизация порождала конфликт старых порядков и новых условий жизни, конфликты между новыми группами общества.

Если правители государства понимали необходимость изменений, а сторонники нового готовы были менять устаревшие порядки постепенно, то страна могла пойти по пути эволюции, по пути реформ. Так называют начатые по решению правительства, как правило, спланированные изменения в экономике, общественной структуре, политической и культурной жизни страны. Многие европейские государи были воспитаны на идеях Просвещения. В результате в Австрии, Пруссии, Италии абсолютные монархи XVIII века стали проводить «просветительские» реформы. Их целью была перестройка общественной жизни по «законам Разума»: распространение образования; избавление от многих, в том числе религиозных, предрассудков; достижение гражданского равенства, «всеобщего блага». Подобная политика получила название реформ «просвещённого абсолютизма».

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru